Кошка и Соловей (Поймала Кошка…)

Поймала Кошка Соловья,

В бедняжку когти запустила

И, ласково его сжимая, говорила:

"Соловушка, душа моя!

Я слышу, что тебя везде за песни славят

И с лучшими певцами рядом ставят.

Мне говорит лиса-кума,

Что голос у тебя так звонок и чудесен,

Что от твоих прелестных песен

Все пастухи, пастушки - без ума.

Хотела б очень я сама

Тебя послушать.

Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;

Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать

Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам

И отпущу гулять по рощам и лесам.

В любви я к музыке тебе не уступаю.

И часто, про себя мурлыча, засыпаю".

Меж тем мой бедный Соловей

Едва-едва дышал в когтях у ней.

"Ну, что же? - продолжает Кошка, -

Пропой, дружок, хотя немножко".

Но наш певец не пел, а только что пищал.

"Так этим-то леса ты восхищал! -

С насмешкою она спросила. -

Где ж эта чистота и сила,

О коих все без умолку твердят?

Мне скучен писк такой и от моих котят.

Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:

Все без начала, без конца.

Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!"

И съела бедного певца -

До крошки.

 

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?

Худые песни Соловью

В когтях у Кошки.

 
 

Басня Крылова Кошка и Соловей

басня-крылова-кошка-и-соловей

Мораль басни Крылова Кошка и соловей

Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.

Анализ басни Кошка и соловей

Басня «Кошка и соловей» – это прямое обращение Крылова к писателям, которые отказались от свободы слова и пошли на сотрудничество с монаршими особами. Маленький Соловей, попавший в лапы серой хищницы, – как раз таки и есть группа «придворных поэтов». А Кошка – Александр I, который не позволял писателям того времени слишком сильно усердствовать пером и головой.

С самого начала басни становится понятно, что Кошка все равно съест Соловья, даже если он споет ей свою самую лучшую песню. Соловей же, напуганный до смерти, не может раскрыть талант, да и кто сможет, оказавшись в неволе?

Опубликовано в Книга седьмая.